Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 21.07.2019, 14:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Новости

Наш опрос

К кому Вы обратитесь (обращались) за помощью в выборе профессии?
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Логотит школы

Прием в 1 класс

С 1 февраля 2019 года начинается прием заявлений в 1 класс на 2019-2020 учебный год от граждан, проживающих на территории, закрепленной за МБОУ "Пальцовская СОШ имени Фёдора Владимировича Журавлёва", и продлится до 30 июня 2019 г. Приемные дни: Понедельник – пятница с 10-00 до 16-30. Место приема заявлений: приемная школы

Наш опрос

Как Вы готовитесь к сдаче ЕГЭ и ОГЭ?
Всего ответов: 4

Готовься к ОГЭ

Готовься к ЕГЭ

Поиск

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Вход на сайт

Год Советского кино

Вернуться назад


Классика советского кино (официальный канал) 


В нашей школе работает КИНОКЛУБ просмотра советского кино


 АФИША НАШЕГО КЛУБА 

1. Иван Васильевич меняет профессию (1973) 
2. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) 
3. В бой идут одни «старики» (1973) 
4. Бриллиантовая рука (1968) 
5. Джентльмены удачи (1971) 
6. ...А зори здесь тихие (1972) 
7. Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей (1981) 
8. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966) 
9. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство (1979) 
10. Собачье сердце (1988) 
11. Офицеры (1971) 
12. Москва слезам не верит (1979) 
13. Летят журавли (1957) 
14. Судьба человека (1959) 
15. Белый Бим Черное ухо (1976) 
16. Человек с киноаппаратом (1929) 
17. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка (1980) 
18. Служебный роман (1977) 
19. Они сражались за Родину (1975) 
20. Баллада о солдате (1959) 

 


Советское кино с 1917 по 1930 гг.

После Октябрьской революции советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно стать не просто средством развлечения и отдыха, но и средством агитации и пропаганды для масс, средством их воспитания.

 

Но ситуация в стране обострялась. Кинопромышленники не хотели сотрудничать с новой властью, они закрывали свои предприятия, прятали и уничтожали аппаратуру, некоторые из них уезжают за границу.

августа 1919 г. правительством был издан Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности (сейчас этот день отмечается как День российского кино). Для подготовки творческих и инженерно-технических кадров создаются киношколы. В октябре 1919 г. в Москве начинает работать Московская государственная школа кинематографии (ныне ВГИК).

В 20-е гг., после окончания гражданской войны, постепенно начинает восстанавливаться производство кинофильмов. В 1921 г. киностудии страны выпустили 3 полнометражных игровых фильма, в 1922 - 7, а в 1923 - 13. Кроме того, выпускались агитационные фильмы, хроника, научнопропагандистские, или, как их называли, «культурфильмы». У истоков нового советского кино стояли молодые, выдвинутые революцией кинематографисты.

В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин» Эйзенштейна, который в 1926 году был признан Американской академией киноискусства лучшим фильмом года. (Интересно, что Сергей Эйзенштейн лично, кисточкой, кадр за кадром, на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет). В 1930 году фильм был озвучен.

 

Звуковое кино в СССР

 

5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино.

Жизнь страны, достижения людей разных профессий освещались во многих киножурналах: «Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и др. Выходили и полнометражные звуковые фильмы: «План великих работ» А. Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева и И. Беляева, «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Д. Вертова.

Зритель ждал появления звуковых художественных фильмов, уже появились кинотеатры, оборудованные соответствующей аппаратурой, но производство звуковых фильмов началось не сразу, ведь это был достаточно длительный процесс. И тогда начали озвучивать некоторые немые фильмы. Например, был озвучен фильм «Одна» (1931) Г. Козинцева и Л. Трауберга, рассказывающий о судьбе молодой учительницы. Поскольку полностью озвучить речь актеров было невозможно, использовались и авторский комментарий, и музыка, которую написал Д. Шостакович.

В 1931 г. был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (Н. В. Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С. И. Юткевича. Само название фильма связано со встречным планом в трудовом соревновании на заводе. Речь героев стала использоваться как средство создания образов, она играла важную роль в понимании конфликта и развитии сюжета. Музыка Д. Шостаковича была органично связана с драматургией. «Песня о встречном», звучащая лейтмотивом фильма, стала очень популярной и в жизни.

 

Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

 

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.

Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились - появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.

В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов. В это число входили самые разные мастера - и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Орловская битва» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), «Разгром Японии» (1945). Были сняты фильмы, рассказывающие о борьбе народа с захватчиками в тылу: «Ленинград в борьбе» (1942), «Народные мстители» (1943). Документальный фильм «День войны» (1942) рассказывал об одном дне войны - 13 июня 1942 г. В фильме был использован материал, снятый 160 операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого.

В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.

 

Советское кино второй половины 40-х - 50-х гг.

Во второй половине 40-х гг. на экраны страны вышли фильмы, свидетельствовавшие о развитии отечественного кинематографа, однако на них сказалась и политическая обстановка в стране - культ личности Сталина. Другим недостатком стало приукрашивание действительности, помпезность в изображении жизни людей. Та жизнь, которую показывали в фильмах, часто не соответствовала реальной жизни людей в послевоенное время. В сюжетах фильмов проявлялась «теория бесконфликтности» (так она была названа позже), основанная на том, что в нашей стране нет борьбы классов, поэтому и серьезных конфликтов быть не может. В фильмах появлялись лишь некоторые коллизии, основанные на недоразумениях.

 

Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцев, роли партии в победе над фашизмом. Тематика и жанры были разнообразны, и многие из этих фильмов зрители смотрят и сейчас в ретроспективных показах.

В 1948 г. С. Герасимов снял фильм «Молодая гвардия», рассказывающий о молодых комсомольцах-подпольщиках Краснодона. В основу кинофильма был положен одноименный роман А. Фадеева, повествующий о подлинных событиях военного времени. С. Герасимов тщательно изучил материалы, относящиеся к истории краснодонского подполья. Вместе со студентами ВГИКа, которые снимались в этом фильме, режиссер выезжал в Краснодон, где актеры встречались с родственниками и знакомыми героев, чьи образы им предстояло создать. В процессе съемок были внесены изменения в трактовку некоторых характеров по сравнению с романом. Постановка фильма имела и большое педагогическое значение, в этой работе изучался и проверялся метод подготовки и воспитания актеров во ВГИКе.

О подвиге летчика А. Маресьева в годы войны рассказывал фильм «Повесть о настоящем человеке» (1948). Документальная основа фильма еще усиливала воздействие, производимое на зрителей: восхищение мужеством человека, лишившегося ног, и все-таки возвратившегося в авиацию и продолжавшего сражаться с врагом.

Из фильмов о Великой Отечественной войне к наиболее удачным относились «Третий удар» (1948), «Звезда» (1949). Приключенческий жанр представляли фильмы «Подвиг разведчика» (1947), «Смелые люди» (1950). Теме борьбы за мир были посвящены фильмы «Встреча на Эльбе» (1949), «Русский вопрос» (1947) и «Секретная миссия» (1950).

В послевоенных фильмах большое место отводилось созданию образов современников, людей мирных профессий. К несомненным удачам этого периода относится фильм М. Донского «Сельская учительница» (1947). В центре фильма - жизнь Варвары Мартыновой (В. Марецкая), простой сельской учительницы, посвятившей себя образованию и воспитанию деревенских детей, всю жизнь проработавшей в школе. В эти же годы были созданы фильмы: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950) И. Пырьева, «Сельский врач» (1951) С. Герасимова, «Кавалер Золотой Звезды» (1950) Ю. Райзмана, «Донецкие шахтеры» (1951) Л. Лукова, и др.

Большое место в репертуаре студий в это время занимали фильмы, знакомящие зрителей с жизнью выдающихся людей - полководцев, ученых, деятелей культуры: «Адмирал Нахимов» (1946), «Мичурин» (1948), «Академик Иван Павлов» (1949) и «Мусоргский» (1950), «Тарас Шевченко» (1951). Эти фильмы через биографии выдающихся людей раскрывали страницы истории страны, имели не только художественную, но и большую познавательную ценность для зрителей.

Достижения советского кино этого периода были отмечены и на международных кинофестивалях. В 1946 г. на Международном кинофестивале в Каннах премию за лучшее использование цвета получил фильм-сказка «Каменный цветок» (1946). На Венецианском фестивале в 1947 г. премии получили фильмы «Адмирал Нахимов» и «Весна» (1947).

Кинематограф 50-х гг.

К началу 50-х гг. в СССР закончилось послевоенное восстановление народного хозяйства. Экономика страны продолжала развиваться. Большую роль в становлении нового киноискусства сыграл XX съезд КПСС (1956), состоявшийся через три года после смерти Сталина. Критика культа личности и преодоление его последствий благотворно сказались на развитии киноискусства. В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появились новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью. Стала усовершенствоваться и материально-техническая база кинематографа, выросло число картин художественного кино. Если в 1951 г. на экраны вышло всего 6 фильмов, то в 1955 г. - 65, а в 1958 г. - 102.

 

В 50-е гг. по-прежнему много внимания отводилось фильмам историко-революционной тематики. Традиционно в этом ряду занимают первое место фильмы о вожде революции Ленине. Но в центре внимания оказывается и молодежь, боровшаяся за власть Советов, именно молодому поколению были посвящены фильмы «Школа мужества» (1954); «Они были первыми» (1956); «Павел Корчагин» (1956). Высокую оценку критики и зрителей получил фильм «Коммунист» (1958), раскрывший образ человека, преданного делу партии, который пожертвовал жизнью, выполняя свой долг.

Фильмы на военные темы, появившиеся в это время, сильно отличались от тех, что были созданы в годы войны или первое послевоенное время. На экран пришли новые герои - простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война была показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека - испытание мужества, верности, человечности. Фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) не только получили всеобщее признание зрителей, но и стали любимыми фильмами на многие годы. Высокую оценку эти фильмы получили и за рубежом. П.П. Пазолини, итальянский кинорежиссер, назвал направление, выраженное в советском искусстве 50-х гг. «неоромантизмом».

Большую роль в создании образов в фильме сыграла операторская работа С. П. Урусевского. Кадры из этого фильма до сих пор можно встретить в любом издании, посвященном кино, - так выразительно и оригинально их решение. Фильм получил признание не только на родине, но и за рубежом. Он получил, в числе прочих наград, Золотую пальмовую ветвь - главную награду Каннского кинофестиваля.

Как и прежде, большое внимание в кинематографе 50-х отводится экранизациям литературных произведений. В эти годы выходят на экраны страны фильмы: «Сорок первый» (1956); «Отелло» (1956); «Дон-Кихот» (1957), «Попрыгунья» (1956); «Идиот» (1958). С. Герасимов создает одно из самых своих значительных произведений - трехсерийный фильм «Тихий Дон» (1957-1958). Фильм получил много международных наград. Экранизация стилистически точно передает произведение Шолохова, показывая суровую и сложную эпоху, с ее жестокостью, братоубийственной войной, сломанными судьбами.

В 1959 г. на экраны вышел фильм «Судьба человека» - по одноименному произведению М. А. Шолохова. Это был режиссерский дебют С. Ф. Бондарчука, где он исполнил также роль главного героя Андрея Соколова. Фильм получил признание зрителей и был отмечен большим призом на I Международном кинофестивале в Москве, а также удостоен Ленинской премии. В судьбе главного героя отразились те страдания, которые выпали на долю солдата, пережившего плен и потерю близких ему людей, но не утратившего веру в добро, любовь к ближнему, сострадание и милосердие.

Жизни современного рабочего класса были посвящены фильмы: «Большая семья» (1954); «Весна на Заречной улице» (1956); «Высота» (1957). Жизнь послевоенной деревни нашла отражение в фильмах «Дело было в Пешкове» (1958), «Отчий дом» (1959) и др.

Советское кино в 1960-1970-е гг.

Для советского кинематографа 60-е гг. знаменовались большими творческими достижениями. Не только в жизни искусства, но и в жизни всей страны это было время надежд, творческих свершений в самых разных областях: в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве. Были запущены искусственные спутники Земли, в космосе первым в истории побывал советский космонавт - Юрий Гагарин. Партия торжественно провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

 

Оптимизм этих лет, вошедших в историю как «шестидесятые», нашел отражение в социальном и творческом взлете, твердой уверенности в счастливом будущем, несмотря на временные недостатки и трудности.

Именно в эти годы в кинематографе начинает ярко проявляться творческое начало режиссера-постановщика, на экраны выходят фильмы, не похожие друг на друга не только по жанрам, но и по разнообразию приемов и стилей, используемых режиссерами. На экране появляется новый герой -человек, размышляющий о жизни, преобразующий ее. Такой герой не принимает ничего на веру, старается понять смысл того, что делается вокруг, осознать свое место в жизни.

Тема прошедшей войны по-прежнему продолжает волновать кинематографистов. Фильм «Чистое небо» (1961) рассказывает о сложной судьбе летчика Астахова, который прошел через годы отверженности из-за того, что во время войны оказался в плену, и как спасла его любовь жены Сашеньки, помогла вернуться к жизни в эти сложные для него годы, пока, наконец, он не был реабилитирован.

Особое место среди фильмов о войне занял фильм «Иваново детство» (1962). Этот фильм - о ребенке на войне. Он стал первым полнометражным фильмом молодого А. Тарковского, который создал свой особый стиль поэтического кинематографа.

Военной теме был посвящен фильм «Живые и мертвые» (1963). На студиях союзных республик были созданы фильмы, получившие высокую оценку и зрителей, и профессионалов: «Никто не хотел умирать» (1965), «Тени забытых предков» (1965) , «Отец солдата» (1965). В первой половине 60-х гг. выходят на экраны два фильма В. Басова: «Битва в пути» (1961) и «Тишина» (1964).

Предметом исследования кинематографистов в эти годы становится современник, его мировоззрение, отношение к жизни, к людям, его понимание прошлого и будущего, нравственные проблемы своего времени. Чем меньше становилось проблем, связанных с элементарными требованиями жизни, тем больше возникало у мыслящей части общества потребности понять те идеологические ориентиры, на которые следовало равняться в своей жизни. В строительстве завтрашнего дня молодежь уже не могла опираться на опыт предыдущих поколений, ей надо было думать о собственном пути. Этим проблемам были посвящены фильмы М. Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) и «Июльский дождь» (1966).

Неразрывно связана с режиссерским замыслом операторская работа М. М. Пилихиной. Ею создан незабываемый образ Москвы 60-х гг., где город показан в своих разных проявлениях и настроениях, в будни и праздники, в рабочий день и поздней ночью, когда по его улицам гуляют влюбленные пары. Фильм «Июльский дождь», созданный позже, продолжает темы предыдущего фильма.

Большим успехом у зрителей пользовался фильм «Председатель» (1965). Становление молодого человека, осознание им своего места в жизни, а также размышления о современной идеологической борьбе рассматривались в фильме «Журналист» (1966), повествующем о молодом журналисте-международнике.

Фильм «А если это любовь?» (1962), обращался к зрителю, который еще не покинул школы, у которого только складывались первые представления о больших и светлых чувствах. В основе фильма - столкновение первой любви подростков с ханжеством, догматизмом и черствостью даже самых близких им людей. Показывая, казалось бы, вполне интимную историю чувств юноши и девушки, автор вывел на экран типы, существующие в реальной жизни - родителей, учителей, которые проявляют мещанские, обывательские взгляды, остаются эмоционально глухими к чувствам тех, кого они воспитывают.

На школьную тему был создан ряд фильмов, ставших любимыми для многих поколений, и среди них - «Звонят, откройте дверь!» (1966) и «Доживем до понедельника» (1969). Так же, как и в других фильмах этих лет, фильмы о школе, о детях и взрослых не давали зрителю готовых рецептов поведения, они приглашали к размышлению, дискуссии. Герои этих лент - думающие о смысле жизни, о том каким надо быть, что делать, они замечают в жизни такое, что им не нравится, протестуют против косности, шаблонов, серости.

Мультипликация 1960-х гг.

В 60-е гг. произошло обновление языка мультипликации. И хотя мультипликационные фильмы этих лет адресованы, прежде всего, юному зрителю, появляются и такие, которые созданы для взрослых: «Большие неприятности» (1961), «Мир дому твоему» (1963) и др. Оригинальность изобразительного решения и острое чувство современности характеризуют фильмы Ф. С. Хитрука: «История одного преступления» (1962), «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм» (1968). Собственный почерк вырабатывают режиссеры молодого поколения. В эти годы появляются первые фильмы будущих известных режиссеров мультипликации: «Жил-был Козявин»(1966) и «Стеклянная гармоника» (1968), «Учитель пения» (1968).

 

Значительно изменился и изобразительный язык детских фильмов. Известные мастера мультипликации вступили в новый этап своего творчества. В новой манере снят фильм «Левша» (1964). Начинается выпуск мультипликационного сериала «Ну, погоди!» (1969), а также трилогия фильмов о Чебурашке и его друзьях («Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974)). Большую известность получил также фильм «Варежка»(1967).

 

Своеобразие киноискусства 70-х гг.

 

Семидесятые годы в истории России позже будут квалифицироваться как пора «застоя». Исследователь киноискусства Нея Марковна Зоркая, характеризуя эпоху, отмечала, что кинематографический климат этого времени резко отличался от предыдущих лет. Несмотря на полную подчиненность государству, кинематограф, относясь к сфере государственного планирования и финансирования, представлял собой и сферу индивидуального творчества. Поэтому в среде кинематографистов были и те, кто продолжал делать добротные произведения, творя, в общем-то, в русле государственного заказа, но были и те, кто делал кино новаторское. «Неповторимое своеобразие, свобода самовыражения, исповедничество, раскрытие заветного, волнующего душу, а не "темплан" - вот свойства новаторского кино 1970-х».

В 70-е гг. продолжалось творчество С. А. Герасимова, выдающегося режиссера, сценариста, имя которого неразрывно связано с историей советского кино. В эти годы он снял ряд фильмов, посвященных нравственным проблемам, которые тесно соприкасались с проблемами сохранения окружающей среды, современного общества: «У озера» (1970), «Любить человека» (1973), «Дочки-матери» (1975). В фильме «У озера» наиболее ярко выразилось стремление режиссера ввести в художественный кинематограф элементы документальности, приблизить героев к реальной жизни молодых современников, большим делам и проблемам своего времени.

Экранизации литературных произведений в 70-е гг. по характеру отличаются от экранизаций прошедших десятилетий. Если в 60-е гг. режиссеры старались как можно бережнее перенести на экран мысли, заложенные в оригинале, то в 70-е гг. складывается другое отношение к классике, все чаще отмечается «свое» прочтение классических произведений.

После запрета фильма «История Аси Клячиной» А. С. Кончаловский обратился к экранизации классических произведений. Им был снят фильм «Дворянское гнездо» (1969), который критика обвинила в «эстетизме». В 1971г. режиссер снял фильм «Дядя Ваня». Главной темой для ре